ДЕЛАЙ СО МНОЙ, ЧТО ХОЧЕШЬ. ИЛИ ТРАВМЫ, КОТОРЫЕ ДЕТИ ПРИОБРЕТАЮТ В ПОЛИКЛИНИКЕ
У каждой поликлиники, у любого кабинета зубного вы можете услышать детский плач и мольбы. А вы замечали, что становится в это время с мамочками?
Мамочки - камень и кремень.
Мамочкам стыдно перед другими тётями-дядями за своего слабака.
Мамочки проявляют жесткость.
Мамочки оставляют своего ребенка без надежды, что они рядом.
Мамочки ставят ультиматумы, от чего плач стоит еще громче.
Все, что угодно - только не любовь и терпение.
Все, что угодно, чтобы ты понял на всю жизнь - у тебя нет защиты, даже в лице родителей.
Сегодня я была в платной лаборатории. Там же был малыш лет шести, ему предстояло сдать кровь из вены. Конечно, он кричал, что боится и не хочет, сопротивлялся. Но знаете, что говорили ему мама и медсестра? "Мы сейчас позовем дяденьку, и он тебя больно скрутит!" У меня сердце сжималось, мне казалось, что ребенок выйдет седым. Ну, то, что с очередной травмой - точно.
В фойе, где находилась я, было не менее интересно и не более сочувственно. Вторая медсестра вздыхала и говорила, надо пойти и держать и ей. Еще одна женщина с упоением говорила, "в детской областной их скручивают и не церемонятся. И вообще, мальчики все истерички, у меня мальчик и девочка, так мальчик все время руки выкручивает и приходится его ломать". Хотелось спросить - а как вы хотите, чтобы он потом состоялся в жизни, если вы его ломать будете в каждом кабинете по желанию своему и кого попало?
Добрая доля травм наживается детьми в системе здравоохранения. И травма эта называется шоковой, то есть в ней ребенок столкнулся со смертью. Потому что границы его тела бесцеремонно нарушались, над ним совершалось насилие. Психика, отвечая за самосохранение, идентифицирует вмешательства именно так.
Ваш ребенок здоров психически, пока он защищает границы своего тела и себя. Но родители по своему недоумию гордятся детьми молчаливыми и податливыми. Сломанными, попросту говоря. Родители не понимают, что сегодня тётя в кабинете воткнет в него что попало, а завтра дядя в подворотне возьмет за ручку и тоже воткнет, простите, что попало. Ведь ребенок не понимает, где его границы, вдобавок ему навязали, что поддаваться воздействию и не защищать себя - это правильно, хорошо и похвально. За это еще и конфеты потом дают или машинки покупают. Это ли не коллапс в сознании ребенка?
Я работаю с аутичными детьми, особенно теми, кто в сдавшемся состоянии. Их можно класть, поднимать, садить - они не сопротивляются. И первое, что у них запускается после коррекций - защищать себя, не даваться, когда на них пытаются воздействовать. То есть они начинают себя чувствовать. А у нас наоборот здоровым детям делают психику больной - молчи, когда тебе плохо.
Но вернемся в фойе лаборатории. Малыш сидел на скамеечке, не сдавшийся, пил воду. Следующая пошла я и предложила ему - хочешь посмотреть, как это? Вдруг не совсем страшно? И он согласился посмотреть, а после меня спокойно сдал кровь.
Мне такое поведение совершенно естественно. Мои родители не насиловали меня лечением и врачами. Папа сидел вместе со мной с компрессом на ушах, который ему делала я, и мы играли, что мы космонавты. Если врачи назначали вмешательства, родители совместно решали, как обойтись без этого. Так, у меня появилось ощущение тыла и понимание, что тело у меня одно и оно - мое. И жизнь - моя. И отвечаю за нее я.
Мне хочется этой заметкой обратиться к родителям. Не думайте, что ваша задача - сделать ребенка удобным для общества или чтобы он врачу не мешал, ведь у них и так в ушах звенит. Это не так.
Ваша задача - научить его чувствовать и защищать себя, идти за собой. И общество зачастую жестоко это ломает. Посмотрите на то количество врачебных ошибок, что существует сегодня и остается безнаказанным. И все прикрыты подписанным пациентом согласием. Знаете, почему это происходит? Потому что нас все детство приучали, что наше тело нам не принадлежит, а тёте в белом халате надо доверять. Только она потом не отвечает, как показывает практика, ни за что, и умничает до той поры, пока последствий нет. А потом чуть что "после вмешательства - не значит, вследствие вмешательства" и "это индивидуальная реакция" вот и весь разговор.
Любое, даже самое болезненное событие можно сделать для ребенка мягче. И это нам, взрослым, ничего не стоит - просто проявите фантазию. А для вдохновения можно пересмотреть фильм Роберто Бенини "Жизнь прекрасна", где в концлагере отец для сына устроил занимательную игру, чтобы мальчик не понял, в какой ужас он попал. У нас, слава Богу, ситуации гораздо проще.
Не предавайте своих детей.
Елена Попова